В рамках Международного фестиваля театральных искусств имени Ф.М. Достоевского состоялась панельная дискуссия «Театр +»
В рамках Международного фестиваля театральных искусств имени Ф. М. Достоевского 3 ноября в Новгородской областной филармонии им. А. С. Аренского состоялась панельная дискуссия «Театр +».
Ее участниками стали представители разных театральных профессий: историк театра, помощник художественного руководителя МХТ им. А. П. Чехова Павел Руднев, генеральный продюсер проекта Luminary Артем Миронов, китайский режиссер Ма Цюин, художественный руководитель Брестского академического театра драмы Александр Козак, главный режиссер Брестского академического театра драмы Тимофей Ильевский, директор Фестиваля, директор Новгородского областного театрально-концертного агентства Василий Ян, арт-директор Новгородского Драматического театра Сергей Козлов, режиссер Гульназ Балпеисова, режиссер Юрий Печенежский, искусствовед, арт-дилер, куратор выставки современного искусства «Искусство театра» Виктория Шишкова. Курировала разговор театровед Светлана Бердичевская.
В ходе дискуссии участники активно обсуждали ключевые вопросы, касающиеся развития современного театра. Одним из основных акцентов стали новые форматы и жанры, которые привносят свежий взгляд на традиционные театральные практики. Участники делились опытом реализации нестандартных проектов, использующих мультимедийные элементы и современные технологии.
«В первую очередь театр должен быть актуальным, Во-вторых, нужно четко понимать аудиторию, целевую группу спектакля. В постановке могут использоваться современные технологии, новаторские приемы, но она останется зрителю чуждой. Здесь возникает сложный вопрос: подстраиваться под аудиторию или нет? Надо искать компромисс, не терять художественной значимости спектаклей, но делать их понятными и находящими отклик у зрителя», — заметил Василий Ян.
Продюсер Артем Миронов согласился с этой точкой зрения и добавил: «Есть большой багаж накопленного человечеством опыта, знаний. И у театра есть возможность — а может быть даже обязанность — эти важные понятия, моральные ориентиры, до зрителя доносить. Особенно до зрителя молодого. Это ответственно и тяжело, потому что иногда кажется, что разные поколения говорят на разных языках и просто не понимают друг друга. А театр может найти современные слова для фундаментальных идей. Когда это получается — спектакль становится актуальным. И не важно, основан он на пьесе девятнадцатого века или двадцать первого».
Театровед Павел Руднев подчеркнул, что «современный театр — это разнообразие эстетических систем, приемов, стилей и чем их больше — тем интереснее».
«Искусство всегда было современным. Меняется эпоха — меняется и искусство, это естественный процесс. То, что в XVIII веке было новаторством — сегодня уже классика. Если же говорить о нашем времени, я бы сказала, что сегодня художники не рассказывают зрителю какую-то историю, не диктуют свое мнение, они предлагают зрителю диалог — разговор на актуальные темы», — поделилась искусствовед Виктория Шишкова.
Не менее важной темой стало обсуждение роли классики в репертуаре. Спикеры отметили, что классические произведения продолжают оставаться актуальными, однако их интерпретация требует новаторского подхода, который способен привлечь новые поколения зрителей. В ходе обсуждения подчеркнули необходимость сохранения традиций театра, сочетая их с актуальными тенденциями современности.
«Помню, у меня уже был большой спор, каким должен быть театр: современным или вневременным. Думаю, об этом можно размышлять бесконечно. Истории повторяются, но не точь-в-точь, меняются оттенки, меняются обстоятельства, декорации. Можно рассказывать одни и те же сюжеты, используя разные краски — тогда они останутся вневременными и, вместе с тем, актуальными именно сейчас», — поделилась мнением режиссер Гульназ Балпеисова.
Итог дискуссии подвела куратор Светлана Бердичевская: «Безусловно, затронутые в дискуссии вопросы не имеют четких, конкретных ответов. Но живой, открытый разговор о театре, где, собственно, важен не результат и выводы, а сам процесс — всегда нужен. Тем более любопытно, когда к дискуссии присоединяются эксперты из других видов искусств, продюсеры, менеджеры. Надеюсь, такой открытый, честный диалог будет продолжаться!»